Концепция виброзащиты зданий и сооружений в поле строительных нормативов РФ

Main Article Content

Mikhail A. Dashevsky
Vladimir L. Mondrus
Vladimir V. Motorin

Аннотация

В первой части рассмотрена методика измерений уровня вибрации при прохождении рельсового транспорта. Особен­ностью рассматриваемого воздействия является его кратко­временность и регулярная повторяемость в течение суток (10 с при проходе состава метрополитена через створ измерений с повтором через каждые 1,5-3 минуты в течение 21 часа в сутки). Прогнозируемый уровень вибрации и зависящий от неё уровень структурного шума определяется измерениями при обследовании участка строительства зданий или, при отсутствии на момент строительства линий рельсового транс­порта, - расчётом или измерениями на существующих анало­гах. При сравнении результатов прогноза с допустимыми по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы» (далее - СН РФ). уровнями вибрации и структурного шума в каждом конкретном случае решается вопрос: нужна виброзащита зданий или нет. Выбор метода оценки резуль­татов измерений из трёх, рекомендуемых в СН РФ, является решающим при ответе на этот вопрос. Показано, что допусти­мым является только использование спектрального метода. Остальные два метода, основанные на получении среднего за период измерений (около 30 мин) уровня, дают занижен­ные результаты типа «средней температуры по больнице», что противоречит принципу недопущения «значительного беспокойства», положенного в основу санитарных норм. Во второй части рассмотрен реализованный метод виброзащиты зданий с использованием резинометаллических многослой­ных заменяемых виброизоляторов, располагаемых в проёмах, устроенных в виброшве между защищаемой и не защищаемой частями здания. Метод позволяет осуществлять застройку зданиями любой этажности независимо от наличия трасс рельсового транспорта и времени года и обеспечивает выпол­нение требований санитарных норм РФ и СНиП по прочности, надёжности и долговечности зданий, виброизолтрованных этим методом. В третьей части показано, что применение в виброизоляторах резины не противоречит требованиям ФЗ- 384 «О безопасности зданий и сооружений», поскольку при выгорании нескольких или всех виброизоляторов в проёмах здание оседает на величину зазора вибрационного шва (14­15 мм) и опирается на металл на участках между проёмами.


Выводы по статье: 1) обоснование спектрального метода *измерений позволяет реально оценить необходимость при­менения виброзащиты в соответствии с требованиями СН РФ; 2) апрбированная на практике система виброизоляции зданий с помощью резинометаллических виброизоляторов обеспечивает выполнение всех требований СН РФ и СНиП по прочности, надёжности и долговечности; 3) конструктивное решение виброзащиты обеспечивает безусловное выполне­ние требований ФЗ-378 по пожарной безопасности вибро­изолированного здания при выгорании виброизоляторов.

Ключевые слова: рельсовый транспорт, вибрация, спектры, методика измерений, прогноз уровня вибрации, виброэколо¬гия, строительные нормы, прочность, надежность, долговеч¬ность, пожарная безопасность, эффективность виброзащиты, резинометаллические виброизоляторы, отсроченный монтаж, заменяемость виброзащиты

Article Details

Как цитировать
Dashevsky, M., Mondrus, V., & Motorin, V. (2018). Концепция виброзащиты зданий и сооружений в поле строительных нормативов РФ. ACADEMIA. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО, (4), 109-115. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2018-4-109-115