Формирование художественно-коммуникационной среды города Астаны в контексте реализации градостроительного проекта Кисе Курокавы
Основное содержимое статьи
Аннотация
Статья посвящена взаимосвязи генерального плана развития Астаны, разработанного японским архитектором Кисё Курокавой, и особенностям формирования художественно-коммуникационной среды молодой столицы Республики Казахстан. В материале изложены философские идеи симбиоза и метаболизма Кисё Курокавы, положенные в основу концепции развития Астаны. В практике проектирования городской среды они реализовывались посредством отсутствия доминирующего стиля, многочисленных повторов, применения приёмов эклектики, гиперсимволизма и аисторизма.
Рассмотрена специфика формирования художественно-коммуникационной среды районов левого и правого берега реки Есиль. Обращается внимание на то, что, если территориальный район Левобережья - это новый административно-общественный центр, возведённый за короткий срок на свободных землях, то Правобережье - это район исторической застройки, который подвергся реконструкции и был включён в общую тенденцию развития города.
Подчёркивается, что монументальный характер архитектуры Астаны сочетается со своеобразием организации городских пространств. В статье приведены имена мастеров - архитекторов, скульпторов, дизайнеров Зарубежья и Казахстана, которые активно участвовали в оформлении художественно-коммуникационной среды столицы.
Изложены результаты исследования: 1) выявлены характерные особенности формирования художественнокоммуникационной среды столицы в контексте реализации проекта Кисё Курокавы; 2) классифицированы виды объектов, составляющих основу художественно-коммуникационной среды города; 3) определены виды рекламно-информационных носителей, наиболее подходящих для города со специфическим суровым резко-континентальным климатом и степным ландшафтом.
Сделан вывод о том, что организация городского пространства Астаны в целом и формирование его художественнокоммуникационной среды XXI века имеют ярко выраженный творческий вектор.