От главного редактора

Состоявшийся в июле Московский урбанистический форум– MUF-21 – обозначил современные преставления о развитии городов, их облике. Конечно, в большей степени речь о столицах, городах, с одной стороны, уникальных, с другой – неизбежно примерах для остальных. Популярная концепция «15-минутного города», реализуемая в основном в европейских городах, по существу в основе социальна: пешеходная доступность жителей к необходимым объектам инфраструктуры внутри квартала. Много зелени, офисы, детский сад, кафе, медицинский пункт, пешеходные до- рожки, вместо асфальта мощение, отсутствие автомобильных парковок. Пока это чаще в реконструируемых исторических кварталах. При этом нестандартные квартиры, их современные интерьеры. Приверженцы концепции считают, что сочетание различных городских функций способствует оживлению исторической среды. Конечно, в целом таким город быть не может. Однако «мозаика» функций и их пространственного воплощения придают среде живость и привлекательность. Сразу вспоминается советский микрорайон с его требованиями к реализации социальных объектов и пешеходному движению внутри, отсутствие сквозных проездов и равномерное размещение детских и иных площадок. Борьба с шумом, выхлопами автомобилей, их потоками – часть идеи «15-минутного города». В Год науки и технологий обращаемся к научным основам концепций и технологиям их реализаций. Без моделирования осуществлять те или иные идеи в сложившемся огромном городе весьма сложно, главное, непрогнозируемо без мониторинга и моделей. Сегодня наряду с опросами всё активнее применяют краудсорсинговые платформы. При таком подходе мнение местных жителей может быть полнее учтено. Как «читаются» затем предложения в проекте, а потом в реализованной застройке? Вопросы достаточно сложные, особенно в условиях сложившейся исторической среды, удалённости рабочих мест. Тема жизни города в условиях пандемии внесла свои акценты в активизацию идей пешеходной доступности и развития коммуникационных технологий. Возникло осязаемое информационное поле, покрывающее многие стороны жизни людей. Удалённый доступ, развитие сервисов доставок не изменяет город. Его открытые пространства и русла трафиков стали менее наполненными людьми. Волны пандемии сказались на схемах движения горожан, частоте их перемещений и протяжённости. Дистанция, удалённость, гибридные схемы работы становятся в 2021 году повседневностью. С другой стороны – потребность в общении, близость к природе, оставаясь недалеко от дома. В этой ситуации социальная разметка, и перезагрузка городских функций превращается в необходимую часть пространственной реализации нового понимания городской среды, повышения её качества. Подобный подход уже становится неотъемлемой частью планирования жизни города.

Опубликован: 2021-09-30