От главного редактора

 

 

  75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов обращает нас к событи­ям военных лет и к истокам сложения в послевоенный период градостроительной структуры и облика многих российских городов, истории формирования их отмеченных неоклассикой ансамблей. Ибо в 2020 году исполняется и 75 лет принятия постановления о мероприятиях по восстановлению 15-ти городов РСФСР[1].
  Возрождение городов сопровождалось повсеместным распространением ордерных архитектурных форм, зримо воплотивших тему триумфа победы над фашизмом.
  Президент Академии архитектуры СССР В.А. Веснин так сформулировал тогда задачу архитекторов, градостроителей, строителей: «Главная задача заключается в том, чтобы не просто восстанавливать разрушенное, механически копируя недочёты, имевшиеся в прежней планировке и застройке, городов, а в том, чтобы создать города, ансамбли и отдельные здания, ещё более красивые и величественные, чем они были до разрушения». Высокий пафос при­зыва был воплощён в предельно короткие сроки с гигантским напряжением во множестве объектов: от зданий самого различного назначения до парадных эспланад набережных и городских площадей, грандиозных инженерных объектов и промышленных комплексов. Под­земные дворцы метрополитена и сегодня поражают концентрацией монументальных мозаик и скульптурных групп, пластикой геральдических композиций и архитектурного декора.
  Московские станции: «Октябрьская», «Добрынинская», «Курская», «Комсомольская»... Станции Ленинградского метро: «Автово», «Площадь Мужества», «Парк Победы», «Ладожская».
 Особое место в процессе возрождения заняла тема увековечения памяти. Отдельные обелиски и монументы, величественные мемориальные комплексы на протяжении де­сятилетий послевоенной истории стали своего рода индикаторами меняющихся средств художественного воплощения образов героики подвига и триумфа, трагедии и боли Великой Отечественной.
  В 2010-е этот процесс дал новые образы. Углубление в историю, стремление следовать документам эпохи, найти их художественные эквиваленты породили решения, всё глубже уходящие в область ассоциаций и аллюзий. Наверное, самым ярким недавним событием процесса воплощения мемориальной темы стал международный архитектурный конкурс на проект музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». На фоне разноречивых оценок общественности, представленных проектов, неоспоримо, что именно архитектура взяла на себя функции символического воплощения темы: разорванное кольцо, словно застывший город в лапидарных формах зданий-символов, мощные сталактиты, объ­ёмы - контрфорсы, «ощетинившиеся» геометрические массы, будто вставшие из земли. Сегодня потенциал архитектурных форм оказался наиболее точным и полным, востребован­ным творческим сообществом средством воплощения памяти.
  Знаменательные даты во многом определяют настоящее, хотя идут из прошлого.
  Юбилеи - всегда обращение живущих ныне к настоящему и будущему, сравнения неиз­бежны ибо, как говорится, «памятник внутри нас».

 

[1] «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калини­на, Брянска,Орла, Курска, Краснодара и Мурманска» / Совет народных комиссаров СССР. Постановление от 1 ноября 1945 г. № 2722.

Опубликован: 2020-03-24

Метод сейсмоизоляции и виброизоляции, основанный на свойствах изображений Фурье финитных функций

Евгений Курбацкий, Евгений Титов, Ольга Голосова, Сергей Харитонов

102-110

О состоянии и развитии системы мониторинга инженерных конструкций башни «Эволюция»

Александр Белостоцкий, Павел Акимов, Таймураз Кайтуков, Николай Петрашев, Сергей Петряшев

111-117

Технология очистки и утилизации поверхностных сточных вод и осадков

Юрий Сколубович, Евгений Войтов, Анна Цыба, Денис Балчугов, Дмитрий Белоногов

131-137