Современная архитектура православного храма: проблемы идентичности

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Дмитрий Швидковский
Юлия Ревзина

Аннотация

В наши дни зодчие опираются преимущественно на традиционные подходы к созданию новых церквей. В то же время многие архитекторы пытаются найти новые смысловые и художественные построения, утверждая, что так они смогут передать сегодняшние чувства верующих и создать более яркие архитектурные образы.


Не менее важным вопросом остаётся определение куль­турного кода современного российского церковного строи­тельства. Священноначалие, верующие и ряд учёных исходят из представления о неповторимой идентичности русского православного зодчества. Всеми отмечается приверженность русских зодчих к крестово-купольной системе построения пространства, наблюдаемой в течение более тысячи лет. Уз­наваемый сегодня художественный образ церквей опирается на круг образцов «русского узорочья» и их интерпретацию в неорусском стиле XIX - начала ХХ века.


В статье подчёркивается, что национальная идентичность в русском церковном зодчестве - не совокупность имманент­ных качеств, а исторический процесс многовекового нако­пления художественных свойств и формирования смыслов, насыщающих архитектуру, и встраивание современности в его контекст может принести подлинный творческий успех[1].


 


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого­педагогические подходы в архитектурном образовании»

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Швидковский, Д., & Ревзина, Ю. (2021). Современная архитектура православного храма: проблемы идентичности. Academia. Архитектура и строительство, (4), 22–28. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-4-22-28
Раздел
Архитектура