Загадка Леблона
Основное содержимое статьи
Аннотация
В статье рассматривается первый регулярный план новой столицы России - Санкт-Петербурга, разработанный в 1717 году французским архитектором Ж.-Б. Леблоном. Проведено сравнение мнений исследователей об этом проекте. Показаны прямо противоположные оценки плана Леблона - от восторженных до обвинений автора в неумении учесть очевидные местные условия строительства. Такой разброс мнений дал основу для проведения анализа проекта. Проведён топологический анализ плана города на основе сформулированных понятий «город на реке» и «город у реки». Показано, что размещение города на речном рассечении - частый приём в российском градостроительстве, речное рассечение снижает сплошность планировки в среднем на 22%. Сплошность плана Петербурга всего на 3% ниже средней. Это опровергает традиционное обвинение Леблона в неучёте условий строительства на реке - его проект вполне соответствует топологическому классу «города на реке».
Показано, что Леблон проектировал город-крепость по типу бастионной системы Вобана в соответствии с выбором Петра I. Мнение о том, что города-крепости - это «пройденный этап», опровергается их строительством в России до конца XIX века. Леблон показал прекрасное знание фортификации, используя передовые решения оборонного зодчества.
Анализ градостроительной композиции, разработанной Леблоном, его планировочных и композиционных решений, проведённый по авторской методике, построенной на выявлении городских пространств, образующих целостную систему центра, показал её разнообразие, большие возможности в создании парадных столичных архитектурных ансамблей, открытых набережных. Проект Леблона построен на связи города с природой. Наиболее часто отмечаемый «недостаток» проекта Леблона - ограничение возможного роста города, но он видится с позиций знания 300-летней истории города. «Идеальные» проекты городов не предусматривали их роста, а предполагали развитие системы расселения. Леблон разработал проект в традиции своего времени, предложенный им «идеальный» город рассматривался исключительно как центр высшей власти и не должен был расти.
Проведены сравнения планировочных решений проектов Леблона и Трезини, показаны их принципиальные расхождения по базовым принципам разработки двух планов Петербурга.
В статье сделан вывод, что проект Леблона есть образец градостроительства как искусства, создающий новый образ столицы России. Отказ от его реализации определён возобладанием утилитарного отношения к градостроительству как к «нарезке кварталов» - это «победа здравого смысла» над искусством, которая лишила Россию выдающегося произведения градостроительства.