Неоренессанс и символизм в архитектуре Ливадийского дворца (1909–1911). По чертежам, эскизам и статье Н.П. Краснова, очеркам Г.К. Лукомского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Инесса Слюнькова

Аннотация

Ливадийский дворец Николая II в Крыму яв­ляется выдающимся произведением русского дворцово-пар­кового искусства начала XX века. Между тем эстетический по­тенциал памятника не в полной мере раскрыт в науке. Статья посвящена вопросу художественного стиля дворца, который поднимался и раньше, но не получил убедительных ответов и остаётся предметом дискуссий. Представлена гипотеза о разработке архитектором Н.П. Красновым особого художе­ственного языка, соединяющего историзм и неореннессанс в архитектуре с проблематикой искусства символизма.


Рассматривается несколько аспектов. Выбор стиля авто­ром проекта как обращение к формам и конструкции дворцов Флоренции. Методы работы архитектора с образцами плана античной и ренессансной виллы по теории А. Палладио. Художе­ственная концепция имитации в монументальном здании образа «города палаццо». Стремление к сочетанию классицистических и абстрактных форм архитектуры. Гармония дворца с природой и колористика архитектуры, сближающая её с пейзажной живо­писью художников-символистов. Принцип замещения старого дворца новым и пространственные привязки к старому. Зёрна иррационального в архитектуре нового и более совершенного дворца. Манипуляции со временем посредством архитектуры и семантика образа дворца как отражения личности монарха.


Впервые подробно разбираются ключевые текстовые ис­точники по архитектуре Ливадийского дворца: пояснительная записка Н.П. Краснова, критические замечания историка искусства Г.К. Лукомского.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Слюнькова, И. (2022). Неоренессанс и символизм в архитектуре Ливадийского дворца (1909–1911). По чертежам, эскизам и статье Н.П. Краснова, очеркам Г.К. Лукомского. Academia. Архитектура и строительство, (3), 29–39. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2022-3-29-39
Раздел
Архитектура