Молодые национальные школы ХХ века - социокультурные и профессиональные парадигмы формирования архитектуры столиц. Зарубежная практика

Main Article Content

Елизавета Малиновская

Аннотация

Современный этап развития мировой культуры отмечен про­цессом интенсивного формирования молодых национальных школ. Особый интерес вызывают те, что пришли к професси­ональному творчеству в ХХ веке на основе взаимоадаптации культур различного типа: Запад - Восток, профессиональное - народное, современное - фольклорное. Не простая констата­ция архитектурной хроники, но определение закономерностей такого рода взаимовлияний с учётом параметров конкретной этнокультурной ситуации, имеет первостепенное значение. Подобная творческая парадигма пока не была предметом ис­следования. В процессе становления современных националь­ных школ данная концепция приобретает особую весомость в процессе изучения специфики строительства новых столиц зарубежных государств или же реконструкции имеющихся, как это было в Центральной Азии[1]. Анализ практики позволил обо­значить возможные варианты творческих моделей: приоритет профессиональных или историко-культурных систем координат, в идеале - их баланс. Примеры данных явлений определили выбор материала статьи. Он характеризует основные факторы сложения столиц Австралии, Индии, Бразилии и республик Со­ветского Востока[2], выявляя их миссию в динамике самоопреде­ления архитектуры этих стран. Обозначены основные аспекты проектирования в синтезе с наследием или футуристическом диссонансе с ним выдающихся зодчих Ле Корбюзье, О. Нимей- ера, архитектурных концепций А.С. Косинского для Ташкента. Дан обзор проектов европейского и русского авангарда начала ХХ века, трансформировавших центральноазиатские традиции как оседлой, так и кочевой архитектуры. Исследованы примеры, отражающие специфику работы инонациональных архитекто- ров-профессионалов в историко-культурной среде региона, их роли в становлении национальной идентичности школ. Обозна­чен вклад зарубежных и советских зодчих в мировое наследие модернизма в контексте поставленных автором задач[3].


 


[1]  Материал статьи связан с архитектурой модернизма. В данном номере представлен анализ по архитектуре зарубежных стран. Продолжение статьи будет посвящено специфике сложения Центральноазиатских столиц.


[2] Советский Восток - это республики Кавказа и Туркестана, переименованного в Среднюю Азию. С развалом СССР вновь используется историческое название региона - Центральная Азия. Термин «Советский Восток», тем не менее, употребляется, подразумевая советские республики.


[3] Отдельные положения статьи использовались в докладе на III Международной научно-практической конференции «Культурный текст Астаны» (к 20-летию столицы, 2018).


 

Ключевые слова: молодые национальные школы, новые столицы, профессиональная культура, инонациональный опыт, традиции, инновации, западно-восточный синтез, проекты русского авангарда для Центральной Азии, мастера модернизма послевоенных десятилетий

Article Details

Как цитировать
Малиновская, Е. (2020). Молодые национальные школы ХХ века - социокультурные и профессиональные парадигмы формирования архитектуры столиц. Зарубежная практика. ACADEMIA. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО, (2), 61-75. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2020-2-61-75