Феномен подобия структуры в традиционной архитектуре Китая
Основное содержимое статьи
Аннотация
Китайскую традиционную архитектуру отличает регулярность пространственного построения, которая прослеживается с времен позднего неолита вплоть до падения последней императорской династии в начале ХХ века. При сопоставлении пространственных композиций становится очевидным, что они подчинялись ряду закономерностей, а описания в текстах о ритуалах дают объяснение причинам их возникновения. В то же время всё многообразие пространственных структур оказывается возможным свести к двум базовым планировочным композициям: замкнутому двору сыхэюань и девятиклеточному квадрату. Обе данные композиции уходят корнями к древнейшим мировоззренческим представлениям об устройстве вселенной, таким как принципы инь и ян и пять элементов у-син, что обеспечило их постоянное воспроизведение в китайской традиционной архитектуре. Обозначенные планировочные композиции, проявляясь на разном масштабе, в постройках с различной функцией, привели к возникновению в китайской архитектуре такого явления как «подобие структуры».
Феномен «подобия структуры», несмотря на свою достаточно отчетливую выраженность в планировочной организации объектов различного масштаба и функционального назначения, изучен достаточно слабо. Существующие исследования планировочных или пространственных композиций в большинстве своём концентрируются на определённом типе пространственного устройства архитектурных комплексов. В данной статье исследуются процессы зарождения и эволюции феномена «подобия структуры», обосновывается его устойчивость в китайской архитектуре различных эпох, вскрывается его тесная связь с мировоззрением. Все это позволяет осветить один из аспектов преемственного характера развития традиционного зодчества Китая.