Тератогенез в архитектуре

Основное содержимое статьи

Валентин Ткачёв

Аннотация

Термин «тератогенез» («рождение чудовищ» – греч.) возник в медицине и биологии как необходимость осмысления и обобщения широкого круга явлений органической аномалии живых существ, в том числе и человека, известных с древнейших времён и вызывающих суеверный страх, отвращение, чувства мистического ужаса.
Генетические или приобретённые уродства людей воспринимались как опасность и ассоциировались с образами хищных
животных и насекомых. Одновременно они вызывали склонность к патологическим зрелищам. Увечные люди  емонстриро-
вались на ярмарках и в бродячих цирках, для многих из них это было единственным средством поддержания жизни, а для
их содержателей – коммерцией. Образы монстров, усиленные фантазией, использовались для устрашения врагов и людей
слабой психики, породив целую индустрию криминального дизайна, отображённого в произведениях писателей, художников. В искусстве время от времени, совпадая с периодами социального декаданса, возникали волны интереса к мистической образности, разработке сюжетов, настоянных на сакральном ужасе. В числе других атрибутов для усиления выразительности тератогенез использовался в архитектуре в стилизованных образах химер, львов, атлантов. Сегодня архитектура вполне обходится без устрашающего бестиария, опираясь в поисках выразительности на символику, имманентную самим замыслам – в тектонике, антропных аналогах, зрительных иллюзиях. В статье прослеживается историческая последовательность метаморфоз тератогенеза как средства рискованной гармонии архитектуры.

Информация о статье

Как цитировать
Ткачёв, В. (2023). Тератогенез в архитектуре. ACADEMIA. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО, (3), 64–72. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2023-3-64-72
Раздел
Архитектура

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.