Формирование столичных функций Москвы в планировочной структуре города с 1918 по 2018 год
Основное содержимое статьи
Аннотация
Вопрос о формировании столичного административно-политического центра возник в 1918 году после переезда советского правительства в Москву. Стратегия размещения зданий высших органов государственной власти эволюционировала вместе с пониманием миссии и роли законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в советское время и после 1991 года. Советская политико-правовая доктрина отвергала принцип разделения властей как буржуазный и неприемлемый для социалистического общества, поэтому здания, где работали исполнительная и законодательная власть, находились в Кремле. Проекты Дворца советов закрепляли этот принцип. Дворец советов как символ победы советского строя претендовал стать самым высоким, амбициозным зданием своего времени. Конституциональное изменение структуры ветвей власти в начале 1990-х годов, после которого появились новые высшие органы государства: Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство и судебные органы Российской Федерации, - не привело к принципиальному изменению градостроительной политики в отношении размещения зданий власти, которые занимали приспособлявшиеся для этого объекты. Концепции размещения нового федерального правительственного центра, появлявшиеся с 1996 года, не нашли отражения в части 4 Генерального плана развития Москвы до 2025 года: «Обеспечение интересов Российской Федерации в развитии столицы Российской Федерации - города федерального значения Москвы». Инаугурация президента отражает приспособленность общественных пространств, формируемых ансамблями зданий государственной власти, к выполнению столицей государства своих столичных функций. Полицентрический принцип формирования градостроительной структуры соответствует демократической структуре общества и власти. Пространственное разделение равнозначных комплексов зданий законодательной, исполнительной и судебной власти создаёт масштаб, соответствующий парадигме столичности, и символизирует взаимную независимость государственных функций.